Секретарское дело



[ - часть 8


Здесь уместно привести некоторые рекомендации австрийских психологов Х.Корнелиуса и Ш. Фейра:

• употребляйте фразы, способствующие возникновению симпатии;

• будьте терпеливы;

• используйте свою настойчивость в разумных пределах;

• избегайте доводов в ущерб другой стороне;

• правильно задавайте вопросы, с тем, чтобы лучше понять потребности и приоритеты партнеров;

• постарайтесь не раздражать их;

• выслушивая противоположную точку зрения, не обязательно соглашайтесь с ней, просто признавайте ее;

• развивайте идеи, в которых уже наметилась тенденция к соглашению;

• отклоняйте нереалистичные ожидания;

• постарайтесь быть «гибкими», отклоняясь от маршрута, но не от цели;

• избегайте критики и грубости по отношению к партнерам;

• записывайте высказанные мысли и предложения, чтобы избежать их неверного толкования;

• не отвечайте на враждебные и критические замечания партнеров;

• говорите спокойно, уверенно, используйте юмор;

• просите доказать, что выдвинутое решение справедливо.

Ну, а если эмоции взяли верх, не упустите возможность сделать перерыв. Используйте его для совещания с членами своей команды, отдыха, неофициальных встреч или консультаций с партнерами.

Основным результатом аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. Таким образом, переговоры вступают в третий этап – этап согласования позиций. В зависимости от обсуждаемых проблем под согласованием позиций может пониматься и компромиссная концепция (как вариант решения проблемы), и просто круг вопросов из числа поднимавшихся в ходе переговоров, которые могут войти в предполагаемый итоговый документ.

Оппоненты покидают стол переговоров, а сам переговорный процесс вступает в заключительную стадию анализа результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей прежде всего каждой из сторон необходимо проанализировать прошедшие переговоры вне зависимости от того, были они удачными или нет, и решить:




Содержание  Назад  Вперед